развитие мозга новорожденного

"Brain Gym" (система тренировки мозга) является программой физической деятельности ,

которая может быть использована любым человеком, предназначена для активации различных когнитивных функций, в том числе приносит значительные улучшения в области концентрации, памяти, языка и многих навыков, таких как чтение, письмо, спортивные результаты и многое другое.

Эта система может быть применима в различных областях в нескольких направлениях:

* Управление учебной средой, например, чтобы помочь детям развивать слух и внимание.

* Для того чтобы помочь детям интенсивно развивать такие ключевые функции в раннем возрасте, как примитивные моторные рефлексы и образы, которые являются основой для последующего обучения. Интеграция этих рефлексов может помочь развитию равновесия и координации, общей и мелкой моторики, внимания и концентрации, речи, визуализации и самооценки.

Признанная более чем в двадцати странах, Brain Gym была названа одной из двенадцати программ, представляющих «Успешные инновации обучения» ежегодным Национальным фондом обучения с 1990 года.

Использование Brain Gym приносит пользу всем детям, независимо от того, какого они возраста. Как правило, программа помогает им сосредоточиться, а, следовательно стать более восприимчивыми к информации.

Другой метод - метод профессора Shichida: "Развитие правого полушария мозга".

Профессор Макото Shichida занимается исследованием методов обучения детей дошкольного возраста с 1951 года. Он полностью убежден в теории, что все дети рождаются гениями. Он является известным общественным деятелем в Японии, совершенствуя последние 40 лет развивающиеся методы, чтобы стимулировать раннее развитие правого полушария мозга, начиная с утробы матери и до зрелого возраста. Существует более 300 академий Shichida ребенка в Японии.

Характеристики Brain Training Метода Shichida:

Левое и правое полушария мозга имеют разные возможности. Правое полушарие обладает способностью удерживать целостный образ вещи с первого взгляда в памяти. Кроме того, оно отвечает за вдохновение и творчество.


Головной мозг новорожденного

Головной мозг новорожденного имеет относительно большую величину и масса его в среднем составляет 1/8 массы тела, т. е. около 400 г, причем у мальчиков она несколько больше, чем у девочек. У новорожденного хорошо выражены борозды, крупные извилины, но глубина и высота их невелики. Мелких борозд относительно мало, они появляются постепенно в течение первых лет жизни.

К 9 мес. первоначальная масса мозга удваивается и к концу первого года составляет 1/11 – 1/12 массы тела. К 3 годам масса головного мозга по сравнению с массой его при рождении утраивается, к 5 годам она составляет 1/13 – 1/14 массы тела.

К 20 годам первоначальная масса мозга увеличивается в 4 – 5 раз и составляет у взрослого человека всего 1/40 массы тела. Наряду с ростом головного мозга меняются пропорции черепа.

Мозговая ткань новорожденного мало дифференцирована. Корковые клетки, стриарное тело, пирамидные пути недоразвиты, плохо дифференцируется серое и белое вещество. Нервные клетки плодов и новорожденных расположены концентрированно на поверхности больших полушарий и в белом веществе мозга.

Развитие мозга человека

Развитие мозга человека: а, б – стадия 5 мозговых пузырей; 1 – telencephalon, 2 – diencephalon; 3 – mesencephalon; 4 – isthmus; 5 – metencephalon; 6 – myelencephalon; в – мозг эмбриона 4,5 мес.; г – мозг новорожденного; д – мозг взрослого человека.

С увеличением поверхности головного мозга нервные клетки мигрируют в серое вещество, концентрация их в расчете на 1 см 3 общего объема мозга уменьшается. В то же время плотность мозговых сосудов увеличивается.

«Детская неврология», О.Бадалян


Самое популярное

Рост и развитие ребенка представляет собой очень сложный процесс, который, с одной стороны, зависит от свойств, полученных наследственным путем от родителей, и с другой стороны, — от воздействия окружающей ребенка среды.

С ростом и развитием связаны между собой рост и развитие всех его органов и тканей. Согласно особенностям развития, в первый год жизни ребенка отмечают два возрастных периода: период новорожденности и грудной период .

Период новорожденности длится первые 2-3 недели жизни, когда ребенок приспосабливается к внутриутробной жизни. В этот период он очень чувствителен к различным условиям и изменениям внешней среды.

Грудной период длится с периода новорожденности до 12-14 месяцев жизни. Это период, когда ребенка обычно вскармливают грудью и постепенно переводят на искусственное питание.

В грудном возрасте ребенок также чувсвителен к условиям внешней среды. Сатистика показывает, что наиболее высокая детская смертность наблюдается именно в первый год жизни, причем смертность тем выше, чем младше ребенок.

Новорожденный и грудной ребенок отличаются от взрослого человека как по величине, так и по пропорциям отдельных частей тела.

По сравнению со всем туловищем, конечности короче, а голова больше. Голова новорожденного развита, в основном за счет мозговой части лица, лицевая же часть кажется маленькой. Для лицевой части особенно характерны сравнительно маленький вес и малоразвитые челюсти. Шея у него короткая, кожа —красная и становится бледнее по истечении нескольких дней после родов. Голова новорожденного покрыта волосами. Ногти выступают за кончики пальцев. Вес доношенного ребенка при рожденни равен 3100-3500 г, — в среднем 3250 г. Вес у мальчиков, как правило, больше, чем у девочек. Средняя длина новорожденного 50 см. Детей весом ниже 2500 г и длиной менее 47 см, считают недоношенными. Новорожденный дышит в среднем 40 - 50 раз в минуту, частота его пульса —120-140 раз в минуту.


Развитие спинного мозга

Содержание:

Развитие спинного мозга

Нервная система закладывается у зародыша человека чрезвычайно рано, примерно в возрасте около 2,5 недели. На дорсальной стороне тела, от переднего до заднего его конца, образуется продольное утолщение эктодермы, называемое нервной пластинкой (рис. 3.6).

1 – нервная пластинка;

2 – энтодерма;

3 –мезодерма;

4 – целом;

5 – нервный желобок;

6 – нервная трубка;

7 – нервный гребень;

8 – сомит;

Вскоре эта пластинка прогибается по центральной линии и превращается в желобок, ограниченный по краям нервными валиками.

В дальнейшем желобок смыкается в нервную трубку и обособляется от кожной эктодермы. В месте отделения нервной трубки от эктодермы выделяются два тяжа клеток, называемых нервными гребнями. Передняя часть нервной трубки начинает утолщаться и превращается в головной мозг. Частично он лежит над передним концом хорды, но главным образом впереди нее. Полость трубки в области головного мозга расширяется и превращается в мозговые желудочки. Из остальной, большей части нервной трубки развивается спинной мозг; полость ее остается здесь суженной. Клетки, входящие в состав нервных гребней, мигрируют и образуют в области спинного мозга спинальные ганглии, ганглии автономной нервной системы, клетки хромафинной ткани (мозговое вещество надпочечников) и другие структуры. В головной области из этой закладки образуются ганглии черепных нервов и вегетативной системы.

Стенки нервной трубки состоят из клеточных элементов – нейробластов и спонгиобластов. Из первых развиваются нейроны, из вторых – клетки макроглии.

Часть нервной трубки, расположенной непосредственно за развивающимся головным мозгом, превращается в спинной мозг. На начальных стадиях развития нервная трубка на уровне спинного мозга состоит из трех слоев: эпендимного, мантийного и краевого (рис. 3.7).

А – 5,5 нед.;

Б – 6,5 нед.;

В – 8 нед;

Г – новорожденный;

1 – крыльная пластинка;

2 – эпендимный слой;

5 – пограничная борозда;

6 – краевой слой;

7 – спинальный ганглий;

8 – задний рог,

9 – боковой рог,


УЗИ головного мозга новорожденного

Само по себе это исследование совершенно не вредит маленькому организму. Его принцип заимствован из натуральной природы. Звуковые волны, с помощью которых и производится обследование, используются дельфинами, летучими мышами.

Опасен ли ультразвук для мозга?

Ухо человека не может различать настолько мизерные колебания, зато аппаратура, как и некоторые животные, прекрасно их улавливает. Поэтому, посылая волны ультразвука к голове, мы можем увидеть то, что скрыто от наших глаз, а именно очертания внутреннего головного органа.

Все отклонения в виде уменьшения объёма, кисты. отёка, опухоли, недостаточного кровообращения и так далее, улавливаются прибором. Поэтому делать узи мозга новорождённому совершенно безопасно и крайне необходимо.

Сам по себе ультразвук не нарушает структуру и обычный ритм работы. Он только «ощупывает» очертания.

При УЗИ головного мозга новорождённого киста или опухоль видны сразу. Можно быстро осуществить лечение или хирургическое вмешательство. Экстренные меры по исправлению патологий зачастую могут полностью излечить маленького человека. В некоторых случаях это спасает ему жизнь.

Каким детям требуется ультразвук? Всем без исключения. Данная процедура необходима для выявления отклонений в строении и функциях головного органа родившихся детей.

Необходимо обнаружить патологию в развитии, поэтому всем малышам до 1 года назначается данное обследование. Особенно этого требуют следующие категории показаний:

· Недостаточный срок нахождения в утробе.

· Маленький вес.

· Внутриутробная гипотрофия.

· Возможное наличие внутриутробной инфекции.

· Кислородное голодание.

· Травмы при рождении.

· Неврологические отклонения.

· Патология в развитии жизненно важных систем.

Что показывает нейросонография (ультразвук)?

1.  Габариты, очертания и форму мозговых желудочков. При этом появляется возможность выявить рахит, кровоизлияние, кисты в желудочках органа.