младенец на руках девы марии

Иконы Богоматери

В каждом христианском храме обязательно есть самые почитаемые и важные для христианской Церкви образы - иконы Богоматери и Спасителя, призванные быть нашими заступниками и покровителями.

В каждом христианском храме обязательно есть самые почитаемые и важные для христианской Церкви образы - иконы Богоматери и Спасителя, призванные быть нашими заступниками и покровителями.

Первая икона Богоматери

Первые прижизненные иконы Божией Матери  писал евангелист Лука, апостол от семидесяти.  Во 2-3 веке от Рождества Христова наиболее распространённым образом Богоматери было изображение Девы Марии с Младенцем Иисусом, которого она держит на руках в сидячем положении.

Иконография образа Богородицы

Общим для всех типов икон Богоматери является изображение одежд Пречистой: тёмно-красный мафорий (длинное женское покрывало, которое покрывало голову и плечи замужним женщинам) и синяя туника (узкое длинное платье с прорезями для головы и рук). Обязательными считаются изображения трёх звёзд на одеждах Божией Матери, символы её чистоты и приснодевства до, во время. и после рождения Иисуса Христа.

Различаются разные типы икон Богородицы взаиморасположением Девы Марии и Младенца Иисуса. В православии наиболее распространены четыре разновидности икон Богородицы :


О некоторых Богородичных иконах

Икона является общим языком Церкви, она выражает общеправославное учение, общеправославный аскетический опыт и общеправославное богослужение. Церковный образ всегда выражал Откровение Церкви, неся его в видимых формах церковному народу как ответ на его вопросы, как руководство и наставление. Божественное Откровение и его приятие человеком составляют единое действие в двух направлениях: путь откровения и путь познания; Бог нисходит и открывается человеку; человек, восходя к Богу, сообразует свою жизнь с полученным откровением. Икона - видимое свидетельство схождения Бога к человеку и устремления человека к Богу. Образ освящает душу посредством зрения - первого из чувств, по толкованию святых отцов: "Светильник телу есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло" (Мф. 6,22).

Иконы несут человеку откровение грядущего преображенного мира и приобщают его к нему. Почитание икон основывается на их содержании и на благодатном присутствии изображаемого.

Церковь в утверждении почитания икон опирается на догмат воплощения Христова, на полноту вочеловечения Бога Слова. Канонически почитание икон основывается на постановлении VII вселенского собора, которое признается имеющим непререкаемую силу для Церкви. Икона дает чувство осязательного присутствия Божия, но она предполагает для своего существования изобразимость Бога в человеке, который по сотворению своему имеет образ Божий (Быт. 1,26). Бог остается неизобразим в премирном бытии Своем, но в откровении Своем человеку Он имеет образ и может быть описуем.

Воплощение второго Лица Святой Троицы есть основной догмат христианства. Необходимое условие воплощения - согласие Девы Марии: "буди Ми по глаголу твоему" (Лк. 1,38). Бог воспринимает человеческую природу, Им созданную, воспринимает от Божией Матери всю полноту человеческого естества, не изменяя Божества и не смешиваясь с человечеством, соединяется в единого истинного Бого-Человека: "Слово плоть бысть, чтобы плоть стала Словом", - по выражению святого Марка Подвижника (V век).


Изображения Богородицы

Оранта

Елеуса

Одигитрия

Панахранта

Агиосоритисса

* Оранта *

Оранта — один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.

В византийском и древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем Христом в иконографии Эммануила. Обычно Христос изображается в круглом медальоне, либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери.


Самые прекрасные Мадонны польского средневековья

Раскрывающийся триптих «Мадонна из Клёнувки» — в открытом виде, фрагмент, фото любезно предоставлено Национальным музеем в Варшаве

Всем известна «Черная Мадонна», но как насчет «Опирающейся на львов Мадонны из Скарбимежа»? Или раскрывающейся «Мадонны из Клёнувки»? И знаете ли вы, что самой древней культовой фигурой тоже является Мадонна? Представляем вам пять необычных польских мадонн из коллекций Национальных музеев Варшавы, Кракова и Вроцлава.

«Прекрасная Мадонна из Вроцлава»

Просторный плащ «Прекрасной Мадонны из Вроцлава» может быть аллюзией на идею Марии Милосердной, той, которая, будучи Богородицей, имеет особый дар осуществлять заступничество перед Сыном за грешное человечество. Белизна одеяния Мадонны ассоциируется с описанными в Апокалипсисе «искупленными в белых одеждах», его красный цвет напоминает о крови, пролитой Спасителем. Отчетливая аллюзия на Голгофскую жертву — мотив яблока. Оно символизирует то, что Дева Мария есть новая Ева, которая послушно послужив Боговоплощению, исправляет непослушание Праматери, сорвавшей яблоко с Древа Познания и тем подчинившая человечество первородному греху. Выполненная из известняка фигура в высокой короне стоит в постановочной позе, протягивая Младенцу яблоко. Христос сидит на руках у Матери, Он берет плод осторожно: и выражение Его лица, и поза выражают опасение.