картина мадонна с младенцем


МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ

Первое десятилетие XVI века

51 x 38 см

Позолотой в виде точек обозначен нимб над головой Мадонны; тонкой контурной линией передан орнамент у ворота платья Мадонны, по краю плаща и на поясе. Живопись под слоем позднего загрязненного, потемневшего лака. На обороте холста: Строг (в овале) 986 и надпись: Переложена съ дерева 1865 года. С.Петербургъ. A.Сидоpoff.

В собрании графов Строгановых считалась работой Пьетро Перуджино; под его именем поступила в ГМИИ. Впервые опубликовавший картину Харк (Harck 1896) отнес ее к мастерской, а Кавальказелле (Crowe, Cavalcasene 1914) приписывал одному из двух учеников Перуджино - Эузебио да Сан Джорджо или Джерино да Пистойя. Лазарев (Lasareff 1926; Лазарев 1930) признавал работой самого мастера и датировал началом 1490-х годов. Скарпеллини (Scarpellini 1984), автор монографии о творчестве Перуджино, назвал московскую картину репликой, исполненной в мастерской художника. Того же мнения придерживается и Тодини (Todini 1989).

Известны другие варианты этой композиции, исполненной в мастерской Перуджино. Один из них - в Галерее Боргезе в Риме (инв. 401; Della Pergola, 1959, p. 92, № 164, fig. 162), другой - в Музее Фицуильяма в Кембридже (инв. 120). Картина из собрания ГМИИ, несомненно, лучшая из трех.


МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ

Первая половина XVI века

38 x 28 см

Деревянная основа была цельной, с вертикальным направлением волокон древесины. Позолота на нимбах и кайме плаща Марии. Небольшие утраты красочного слоя по трещинам первоначальной основы. На обороте холста трафаретом номер по Описи Эрмитажа 1859 года: 2285 и надпись: Переложена съ дерева на холстъ, А.Митрохинымъ. 1829 Годъ. С.петербургъ.

На подрамнике черной тушью последний инвентарный номер Эрмитажа: ГЭ 84.

Реставрация: 2001 (ГМИИ, Г.М.Ерхова) - удалены поздний потемневший лак и записи.

В момент приобретения графом Италийским картина считалась работой Леонардо да Винчи. Эта атрибуция сохранялась и в Эрмитаже, где впоследствии она была приписана Бернардино Луини; под его именем поступила в ГМИИ. Харк (Harck 1896) считал картину ранним произведением мастера. Оттино делла Кьеза упоминал ее среди лучших версий данной композиции, отмечая отсутствие повторений (. una delle più alte Madonne del nostro, senza repliche. - Ottino della Chiesa 1956).

Ученик Амброджо Бергоньоне, Луини окончательно сформировался под влиянием Леонардо и мастеров, посещавших его миланскую мастерскую. Это ясно видно в восходящей к Леонардо строгой композиционной схеме картины из ГМИИ, находящей развитие в ряде работ Луини на тот же сюжет. По мнению Оттино делла Кьезы, из них наиболее близка Мадонна с Младенцем, держащим яблоко из Государственных музеев Берлина (Gemaldegalerie Berlin 1996, Kat. 217), в которой, однако, более ясно просматривается типологическая близость к Леонардо. Общая схема повторена и в ряде других работ, в том числе в картине из собраний Уолласа в Лондоне и Литта Модиньяни в Милане (Ottino della Chiesa 1956, fig. 92-93), где в решении фона присутствует мотив пейзажа. Аналогичным образом решены фигуры Мадонны и Младенца в полотне Мадонна ди Розарио из Пинакотеки Брера в Милане (инв. 289) - одной из самых известных картин Луини.

Гравирована Игнацием Себастьяном Клаубером (1753-1817) под именем Леонардо для третьего, неизданного, тома Эрмитажной галереи Лабенского.

Происхождение: 1811 дар русского посланника в Риме графа А.Я.Италинского имп. Александру I; 1829 помещена в Эрмитаж; с 1930 в ГМИИ.


"Мадонна с младенцем", Леонардо да Винчи

April 23, 2015

Мама и новорожденный ребенок - один из самых популярных сюжетов в искусстве.

Ему уделяли особое внимание как популярные и всем известные художники (Леонардо да Винчи и Рафаэль Санти), так и мало знакомые широкой публике (Бартоломео Мурильо, ди Марковальдо и другие).

Дева Мария ди Марковальдо

Коппо ди Марковальдо считается основоположником сиенской школы изобразительного искусства. Его судьба достаточно интересна, поскольку в середине XIII в. он участвовал в одном из сражении на стороне флорентийских приверженцев Папы, по результатам которого художник был захвачен в плен. Но поскольку он был очень талантливым, то смог "купить" себе свободу, нарисовав очень красивый и достаточно реалистичный образ мадонны с младенцем, который затем передали Сиенской церкви. Данная мадонна получила название "Мадонна дель Бордоне".

Эта картина представляет зрителю Деву Марию, сидящую на троне, слегка приподнявшую одну ногу, чтобы младенцу было более кофмортно сидеть у нее на руках. Она трогательно держит его за ножку, а он тянется к ней рукой. У них уже есть какое-то заметное взаимодействие, чего не наблюдалось на более ранних картинах.

Голову Девы окружает еле видимый нимб. Стоит отметить невероятно выразительные глаза этой мадонны. Она смотрит на зрителя, будто заглядывая в его душу. Одежда ее представляет собой простую черную накидку, но для большей шикарности художник прорисовал драпировки золотым цветом. По сторонам, слева и справа, находятся ангелы, изображенные во весь рост (это традиция Флоренции). Обычно их рисовали одинаковыми, но эти, если присмотреться, не полностью идентичны друг другу: отличия - в их лицах.

От менее известных перейдем к более популярным и рассмотрим подробнее самые яркие картины на эту тематику.

"Мадонна Литта" Леонардо да Винчи

Одна из самых известных картин, на которых изображена мадонна с младенцем - это картина "Мадонна Литта" ярчайшего итальянского художника Леонардо да Винчи. Сейчас ее можно увидеть среди шедевров, хранящихся в Эрмитаже.


Описание картины Карла Кривелли «Мадонна с младенцем»

Фев 16 2016

Сюжеты икон находят отображение в некоторых полотнах художников, не имеющих прямого отношения к духовенству. Одной из подобных работ можно считать «Мадонну с младенцем» гениального венецианского мастера Карло Кривелли.

Картина создана в завершающие годы жизни даровитого живописца Италии. В ярких красках, подробно выписанных фрагментах, в динамичности этого полотна кроется концентрированная сила его таланта. Читаются в картине и отголоски эпохи Ренессанса в гармоничном сочетании с характерными для готики чертами. Фигуры написанных Марии и Христа утонченные, их движения легкие и изящные.

Бросается в глаза замена традиционно иконописного монотонного фона на детально проработанный задний план, представленный пейзажем. Здесь, на просторных полях, поросших кустами и высокими деревьями, кипит будничная жизнь людей; в заплывшем облаками небе различаются очертания парящих пернатых.

Фон отделяется прямоугольным тканевым полотном от картины совершенно другого плана: Богоматерь обратила взор на сына, Иисус бросает ответный взгляд на мать. Мадонна осторожно придерживает рукой ступню маленького дитя. В их встреченных взглядах – нежная привязанность.

Итальянский художник не скупился на драгоценные краски: сколько золота, перламутрового жемчуга и иных дорогих камней замечаем мы на изображении! Прекрасные одеяния и спелые большие фрукты добавляют завершающие штрихи для создания впечатления счастья и благополучия.

Полотно 1495 года демонстрирует, насколько искусно овладел художник построением реалистичной перспективы. «Мадонна с младенцем» поражает рельефностью и богатой декоративностью. Она не только духовна, но и душевна благодаря переданным в мимике персонажей близких человеку эмоциям и переживаниям; шедевр очень «живой» и «очеловеченный».

(No Ratings Yet)