икона с младенцем на руках

Икона Богородицы Нечаянная Радость

На чудотворной иконе Богородицы «Нечаянная Радость» в точности отображается история, произошедшая с грешником в рассказе «Руно орошенное» Дмитрия Ростовского. Композиция образа в мельчайших деталях воссоздает это событие.

В левом углу иконы изображается молящийся грешник, стоящий на коленях перед образом святой Одигитрии. Младенец, сидящий на коленях Богородицы, на композиции облачен в рваные одежды, а тело его покрыто кровоточащими язвами. Под иконой размещены начальные слова рассказа из «Руна орошенного» или же молитва иконе. От грешника может быть изображена исходящая лента с молитвенным обращением к Богородице.

В 1963 году Дмитрием Ростовским был написан рассказ «Руно орошенное». Произведение святителя посвящено Богородице и чудесам, происходившим пред ее иконой. Одно из повествований начинается такими словами: «Человек некий беззаконный…», в этом эпизоде Дмитрий Ростовский рассказывает о том, как некий грешник каждый день молился Богородице, но при этом продолжал порочный образ жизни. Однажды перед выходом на грешное дело он решил помолиться и увидел страшное видение — на руках, на ногах и боку сидящего на коленях у Богородицы Младенца открылись язвы, и потекла кровь. На вопрос грешника «Кто это сделал», был дан скорбный ответ, что он и ему подобные. Стал тогда молить грешник Богородицу о заступничестве и прощении грехов. И лишь на третье обращение Пресвятой к Сыну Своему получил грешник прощение и впредь стал вести богоугодную жизнь. Это прощение грехов стало «нечаянной радостью» для него и дало название иконе, появившейся на основе рассказа.


Икона Божией Матери

Согласно преданию, Игоревская икона Богоматери была моленным образом Игоря Ольговича великого князя Киевского и Черниговского. В 1146 году, по смерти великого князя Всеволода Ольговича, его брат князь Новгород-Северский Игорь был объявлен киевским князем. Однако киевляне тайно призвали на княжение переяславского князя Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича, который низложил Игоря с киевского престола и заточил в «поруб».

Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, одна из 70-ти икон Божией Матери, написанных святым евангелистом Лукой. В 453 году образ был перенесён из Иерусалима в Царьград греческим царём Львом Великим. "Богоматерь Иерусалимская" -одна из древних икон, присланных еще в дар князю Владимиру из Греции в 988 году. Подлинная первая икона не сохранилась, остались только списки с нее.

Оплечный вариант Богоматери типа Умиление; иногда изображение по-грудное. Богородица и Христос взаимно обнимают друг друга. Дева Мария, склонив голову, прижимает к себе двумя руками Иисуса. Он, закинув лицо, прислонился к лицу Матери, иногда с лаской касается Ее подбородка одной рукой, в другой держит свиток.

Максимовская икона изображает Пресвятую Богородицу во весь рост и пред Нею на коленях стоящего митрополита Максима и принимающего из пречистых Ее рук омофор.

Принесена икона из Киева в Муром святым князем Константином Муромским (память 3 июня по новому стилю) в начале XII века. Константин долго старался убедить язычников в Муроме принять христианскую веру, но они не только не изъявляли на то согласия, а даже в ярости составили заговор и хотели убить его. Когда благоверный князь узнал об этом, то усердно помолился Богу и вышел к ним с Муромской иконой Богородицы.

Лирический образ Богоматери с Младенцем, носящий в Византии название "Елеуса" (милующая), развился из иконографического типа Одигитрии не позднее XII века. На Руси подобные изображения стали называться "Умиление", что наиболее точно передает содержание этого типа икон.


Икона Божией Матери "Чаша терпения"

Появился лик на стекле Церковь Мученика Иоанна Воина (г. Новокузнецк, Сибирь). В 2000 году на оконном стекле церкви чудесным образом проявились очертания Богородицы с Младенцем на руках. С этого изображения впоследствии была написана икона и названа «Чаша Терпения».

После службы женщина, выйдя из храма, увидела на окне очертания Богородицы. Для верующих людей это стало знаком свыше. Первое время церковные служащие боялись даже мыть окно, опасаясь стереть образ. Но он был словно внутри стекла, и вода не могла повлиять на него. Необъяснимые вещи происходили и в то время, когда было решено поместить образ Богородицы на стекле внутри храма, дабы спасти от возможного хулиганского разрушения. Лик тут же пропал со стекла. Все попытки вернуть его с помощью искусственного и дневного света не увенчались успехом. Но стоило стекло вынести обратно на улицу, как лик Божьей Матери с младенцем Христом на руках проступал вновь. Сами верующие говорят, что Богородица дает тем самым понять, что именно ей предначертано защищать людей, а не наоборот.

Лик на стекле таинственным путем привел служителей церкви к мысли о создании новой иконы. Три года прошло с тех пор, как на стекле в церкви Иоанна Воина проявился лик. И вот одной из верующих города Кемерово было ночью видение. Прибыв сразу в Новокузнецк, она сообщила отцу Василию, что необходимо написать икону. Указала и название - "Чаша терпения". Немалым было удивление верующих церкви Иоанна Воина, когда они узнали, что такой иконы в мире не существует. Просмотрев еще раз каталоги всех чудотворных икон (а их около 500), принялись за поиски иконописца.

Для художника Владимира Шубенкина эти два слова "Чаша терпения" сразу определили линию создания святого образа. Потратив на работу и церковные посты целый год, Владимир написал образ и подарил его отцу Василию.


Иконы Богоматери

В каждом христианском храме обязательно есть самые почитаемые и важные для христианской Церкви образы - иконы Богоматери и Спасителя, призванные быть нашими заступниками и покровителями.

В каждом христианском храме обязательно есть самые почитаемые и важные для христианской Церкви образы - иконы Богоматери и Спасителя, призванные быть нашими заступниками и покровителями.

Первая икона Богоматери

Первые прижизненные иконы Божией Матери  писал евангелист Лука, апостол от семидесяти.  Во 2-3 веке от Рождества Христова наиболее распространённым образом Богоматери было изображение Девы Марии с Младенцем Иисусом, которого она держит на руках в сидячем положении.

Иконография образа Богородицы

Общим для всех типов икон Богоматери является изображение одежд Пречистой: тёмно-красный мафорий (длинное женское покрывало, которое покрывало голову и плечи замужним женщинам) и синяя туника (узкое длинное платье с прорезями для головы и рук). Обязательными считаются изображения трёх звёзд на одеждах Божией Матери, символы её чистоты и приснодевства до, во время. и после рождения Иисуса Христа.

Различаются разные типы икон Богородицы взаиморасположением Девы Марии и Младенца Иисуса. В православии наиболее распространены четыре разновидности икон Богородицы :


Православная икона Вифлеемская Божья Матерь

Чудотворная икона Вифлеемская Божья Матерь находится в городе Вифлееме в базилике Рождества Христова. Эта икона считается единственным улыбающимся святым образом, хотя по иконографическим традициям, Богородица всегда изображается скорбящей. Образ был передан верующим Вифлеема Российским Императорским домом, после чудесного исцеления от тяжёлой болезни императрицы Елизаветы. Существует поверие, что греческий император Константин Порфирородный, отдавая замуж свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославовича, благословил её иконою Вифлеемской Божье Матерью. Так как эта икона сопровождала  царевну в её пути из Царьграда в Черниговское княжество, то она получила название Одигитрия — «Путеводительница».

На иконе  Вифлеемская Божья Матерь изображена Богородица с младенцем на руках – отроком Христом. Левая рука младенца держит символ Евангелия, правой рукой он благословляет Божью Матерь, а в её лице и всех людей, молящихся перед образом Пречистой Матери. Икона Божьей матери «Вифлеемская» является символом, указывающим путь к Христу, который сказал: «Я путь, и истина и жизнь». Богородица помогает нам идти по этому пути.

История иконы Божьей Матери Вифлеемская

По преданию, евангелист Лука написал три образа: Иерусалимский, Царьградский и образ Одигитрии. В 463 году его перенесли в Константинополь и, благодаря заступничеству христианской иконы Вифлеемская Божья Матерь, византийские войска выстояли перед натиском скифов. В течение почти трёх веков чудотворная икона оставалась в одном из храмов Византии – Влахернской церкви. В 988 году икона Вифлеемская Божья Матерь была перенесена в Корсунь, где  была отдана в дар святому равнопостольскому князю Владимиру. Более четырёхсот лет икона Вифлеемской Божьей Матери пребывала в Великом Новгороде – в Софийском соборе. Спустя некоторое время, образ Богородицы Вифлеемской стал самым почитаемым на Руси.