какие дары принесли волхвы младенцу иисусу

Дары волхвов: что мы принесем Младенцу Христу?

В преддверии Рождества Христова публикуем проповедь протоиерея Сергия Булгакова дарах, которые человек может принести Богомладенцу Христу, произнесенную в 1934 году.

Что же приносим мы и что можем принести от скудости нашей любви, от пустоты нашей души, от призрачности нашей жизни? Ужели стоим мы с пустыми руками, растерянные и смущенные, или же, что еще страшнее, рассеянные и равнодушные? Но нет, да не будет! Мы хотим принести Ему дары, и мы имеем их, ибо это Он Сам обогатил нас, обнищав для нас. Он сотворил нас сообразными по Себе, и это — Его дары, которые мы должны обрести в себе, открыв сокровища свои.

И пришедше в храмину, видеша отроча с Мариею материю Его, и падше поклонишася Ему: и, отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато, ливан и смирну.

Они пришли, мудрые волхвы, в храмину и поклонились Ему, и отверзли сокровища мудрости своей и принесли Ему дары: злато, ливан и смирну, все дары, какие только имеет и может принести Богу, пришедшему к человекам, человек, приходящий к Богу. Они предстали Ему как бы от лица всего человечества с человеческими сокровищами, которые для того только и существуют, чтобы стать дарами, приносимыми Христу. Вместе с ними и вслед за ними входим и мы ныне в храмину и видим отроча с Мариею Матерью Его и поклоняемся Ему в мудрости и веселии любви благодарящей.

Что же приносим мы и что можем принести от скудости нашей любви, от пустоты нашей души, от призрачности нашей жизни? Ужели стоим мы с пустыми руками, растерянные и смущенные, или же, что еще страшнее, рассеянные и равнодушные? Но нет, да не будет! Мы хотим принести Ему дары, и мы имеем их, ибо это Он Сам обогатил нас, обнищав для нас. Он сотворил нас сообразными по Себе, и это — Его дары, которые мы должны обрести в себе, открыв сокровища свои. И мы не обделены у Господа, и мы призваны принести Ему и злато, и ливан, и смирну, — злато яко Царю, ливан яко Богу, и смирну яко вкусившему нас ради смерть Человеку.


Дары волхвов - что это?

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где Родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2:1–2), — рассказывает Евангелист Матфей.

Еще за 6 веков до Рождества Христова, во время вавилонского пленения иудеев, религиозные мыслители Востока впервые открыли для себя Библию и познакомились с древним пророчеством о Вифлеемской звезде провидца и прорицателя Валаама, предсказавшего приход Мессии: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числа. 24:17). Тогда же, во время вавилонского плена, пророк Даниил предсказал точную дату рождения Мессии (Дан. 9:25). О ней знали в каждом еврейском доме. Знал ее и царь Ирод.

Именно поэтому расспросы волхвов о Царственном Младенце так перепугали Ирода. Посоветовавшись с первосвященниками и книжниками, Ирод выяснил, что именно Вифлеем был тем местом, где должен родиться Мессия по предсказанию пророка Михея (Мих. 5:2).

Тогда «тайно», как говорит нам Евангелие, призвав к себе во дворец волхвов и узнав от них, что звезда стала видимой на небосклоне еще до рождения Того, Кого они ищут, и что именно она вела их в пути, Ирод поручил им отыскать в этом маленьком городке Младенца, чтобы и он, Ирод, мог поклониться Ему. Когда же волхвы вышли из Иерусалима, звезда вновь осветила им путь и привела их к дому, где в то время находились Матерь Божия с Сыном и праведный Иосиф Обручник: «И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему» (Мф. 2:11).


Кто такие волхвы?

«Много нужно нам бодрствовать, много молиться, чтобы суметь изъяснить настоящее место, и узнать, кто были эти волхвы, откуда и как пришли, кто их к тому побуждал, и что это была за звезда», - писал Иоанн Златоуст в одной из «Бесед на Евангелие от Матфея».

Что мы знаем о волхвах? Из Евангелия от Матфея - только то, что они, вслед за необыкновенной звездой, пришли с Востока, чтобы поклониться Царю Иудейскому.

Эта история, которая стала одним из главных сюжетов рождественских картин, театральных представлений и рассказов, полна «несообразностей», как замечал и Иоанн Златоуст. Размышляя над отрывком из Евангелия от Матфея (единственного, в котором говорится о волхвах), толкователь подчеркивает, что их поступок нельзя объяснить ни одной из земных выгод: «Если для настоящих выгод, то чего могли они ожидать от младенца и бедной матери? Если в надежде будущих, то, как они могли знать, что младенец, которому они поклонились, когда он был в пеленах, вспомнит о том впоследствии?»

Стало быть, они не искали выгод, а пришли, потому что не могли не прийти, потому что поняли или почувствовали, что они не могут не приветствовать этого младенца. По идее, подобно волхвам должны были поступить все люди (в первую очередь иудеи), ведь на земле родился их Спаситель! Однако только восточные мудрецы (да еще пастухи, о которых пишет Евангелист Лука) поклонились новорожденному Христу.

Иногда пишут, что, поскольку путь из далекой восточной страны должен был занять немалое время, а звезда появилась в момент рождения Христа, волхвы поклонились двухлетнему Иисусу (потому Ирод и приказал после убить всех младенцев от двух лет и моложе). Иоанн Златоуст отвергает это предположение. По его словам, звезда появилась гораздо раньше дня рождения Иисуса, чтобы волхвы могли совершить длительное путешествие и прийти и поклониться Ему как раз когда Он родится.

О самой звезде он замечает, что она не была обычным небесным телом (иначе как бы могла остановиться прямо над тем местом, где находился новорожденный Иисус?), а некоей сверхъестественной силой, которая по внешнему виду напоминала звезду.


Сказание о полконении волхвов младенцу Христу

Волхвы. Фреска XII в. пещерной церкви, Каппадокия

«Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода… се волхвы с востока пришли» (Мф. 2:1), — не из какой-нибудь одной восточной страны, но от разных стран, как это видно из писаний святых Отцов, различно говорящих об этом.

Иные из них того мнения, что волхвы были из Персии1; так думают святой Златоуст, святой Кирилл Александрийский2, Феофилакт и прочие, — на том основании, что особенно в той стране процветало искусство звздочетцев3 и никто не мог там стать царем, если предварительно не изучит этого искусства.

Другие же полагают что волхвы были из Аравии4; такого мнения держатся: святой мученик Иустин5, святой Киприан, святой Епифаний, — на том основании, что эта страна весьма богата была золотом, диваном и смирною6.

А некоторые думают, что волхвы пришли из Эфиопии7; потому что оттуда пришла некогда царица Савская, т.е. эфиопская в Иерусалим, чтобы послушать премудрости Соломона8, что, по объяснению блаженного Иеронима, прообразовало настоящее событие, именно: пришествия волхвов к духовному Соломону — Христу, Который есть Божия премудрость (блаж. Иероним, толкование на пророка Исаию).

И Давид говорит: «Эфиопия прострет руки свои к Богу» (Пс. 67:32). Впрочем, все названные страны — восточные и смежные одна с другою, изобиловали золотом, Ливаном и ароматами, во всех них распространено было занятие волшебством и звездочетством; притом мудрецам в этих странах не безызвестно было  пророчество  Валаамово9 об имевшей воссиять звезде, каковое пророчество передавалось у них из рода в род, частью устно, частью письменно.

Можно думать, самое верное то, что один из волхвов был из Персии, другой из Аравии, а третий из Эфиопии, потому что на их происхождение из различных стран есть указание в пророчестве Давида, где сказано: «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары» (Пс. 71:10).


Рождественские чтения по новелле О.Генри "Дары волхвов"

Добавлен: 03.12.2013.

Цели: развитие навыков вдумчивого чтения, поиска комментариев, культурного контекста к произведению, художественного пересказа.

Методические приёмы: рассказ учителя, элементы анализа текста, реализация межпредметных связей с историей, с изобразительным искусством.

Оборудование урока: портрет О.Генри, презентация.

Слово учителя.

О.Генри – это псевдоним Уильяма Сидни Портера, американского писателя, книги которого любимы во всём мире. Он родился в 1862 году на юге Америки, в семье врача. В три года он лишился матери, умершей от туберкулёза, и воспитывался тёткой. Он рано приохотился к чтению, любил романы Ч.Диккенса, У.Коллинза, В.Скотта, А.Дюма.

Будущему писателю рано пришлось начать зарабатывать деньги. В пятнадцать лет он становится дипломированным фармацевтом, в двадцать лет отправляется в Техас, куда пригласил его друг его дяди. Два года он работает на ранчо вместе с ковбоями. Позже он пытается издавать свою газету, пишет статьи, очерки, фельетоны, юмористические рассказы. Судьба не была к нему благосклонна.

Испытания, которые выпали на долю писателя, частично отражены в его многочисленных рассказах, главное в которых – неистребимый оптимизм, юмор, любовь к людям и к жизни в целом. Темы своих произведений определил так: « Я буду писать рассказы о маленьких людях до тех пор, пока все не поймут, что короткий рассказ может иметь огромное воспитательное значение. В нём должны сочетаться юмор и глубокое чувство. Он должен разрушать предрассудки, объясняя их. Я хочу ввести в гостиные наших магнатов павших, отверженных и при этом обеспечить им там радушный приём. Я хочу, чтобы наши четыреста побывали в шкуре миллионов» ( запись в тетрадях).

Вы прочитали один из рассказов О.Генри «Дары волхвов».

Анализ названия рассказа.

- Название рассказа необычно. Попробуем разобраться в его значении. Кто такие волхвы?

( ответы учащихся. Волхвы – мудрецы, прорицатели. Образ волхвов встречался в «Песне о вещем Олеге»)