мадонна с младенцем леонардо да винчи

Леонардо да Винчи. Мадонна с младенцем (Мадонна Литта). Репродукция A2 (постер)

Переведена с дерева.

Так называемую Мадонну Литта историки искусства относят к миланскому периоду творчества Леонардо и, несмотря на существование собственноручного рисунка Леонардо, несомненно, связанного с картиной, обычно приписывают школе мастера. Мадонна Литта определенно содержит в себе ломбардские черты: внимание к реалистической передаче драпировок, общий интимный тон трактовки образов. От герцогов Висконти она перешла в собственность семьи Литта, у которой была приобретена русским царем. Император Александр II купил ее в 1865 году для Эрмитажа, где она была переведена с дерева на холст. В последнее время специалисты склоняются к тому, что данную работу Леонардо завершал Больтраффио, один из его миланских учеников. Изображение основывается на традиционном мотиве «Млекопитателъница».


Леонардо да Винчи. Мадонна с младенцем

Леонардо да Винчи. Мадонна с младенцем (Мадонна Литта)

"Мадонна с младенцем", приобретенная для Эрмитажа в 1865 г. в Милане у герцога Антонио Литта, получила название по имени прежнего владельца.

С 1482 г. Леонардо состоял на службе у миланского герцога Лодовико Моро. К этому периоду творчества великого мастера и относится картина.

При всей конкретности, сцена, представленная живописцем, не производит впечатления жанровой. Возвышенный строй произведения - черта искусства Высокого Возрождения. Ощущение гармонии создают и цельность композиции, и обобщенность силуэта фигуры, и совершенные черты лица Марии. Едва заметная улыбка, прячущаяся в уголках губ Мадонны, придает идеально-прекрасному образу особое очарование.

С "Мадонной Литта" связан рисунок женской головы, сделанный Леонардо с натуры (Париж, Лувр). Сравнение наброска с картиной показывает, как художник преобразил облик своей модели, наделил его одухотворенностью и благородством.

Леонардо отдал дань традиционной символике: красное платье и синий плащ Марии - одеяние Царицы небесной; в руке младенца - птица с красной головкой, напоминающей о крови, пролитой Христом.

Картина, исполненная темперой на дереве, в 1865 г. была переведена на холст.


Мадонна Литта Леонардо да Винчи

«Мадонна Литта» – одна из самых нежных и трогательных картин Леонардо да Винчи. Репродукцию знаменитого произведения узнают даже люди, далёкие от искусства. Эта картина отражает силу таланта зрелого Леонардо да Винчи и новые тенденции в искусстве эпохи Высокого Возрождения.

Содержание

Общая информация

Над картиной «Мадонна Литта» художник работал с 1490 по 1491 год. Размер произведения – 42 х 33 см. Великий Леонардо выбрал в качестве основы дерево, а для насыщенных, ярких цветов использовал темперу. Краски с натуральной основой до сих пор не поблёкли.

Эта работа – пример леонардовского типа женской красоты. Одухотворённый образ заботливой матери – одна из любимых тем в творчестве да Винчи.

История создания картины «Мадонна Литта»

В конце 80-х годов XV века к Леонардо да Винчи обратились миланские правители. Находясь под впечатлением от «Мадонны Бенуа». они заказали у великого живописца картину подобной тематики.

Произведение высоко оценили и знатоки, и широкая публика. Позже «Мадонна с младенцем» перешла в собственность семьи миланских аристократов Литта. Отсюда и её второе название.

Герцог Антонио Литта был почитателем высокого искусства. Аристократ владел фамильной картинной галереей в Милане.

Один из членов богатой семьи Ренато Джулио Литта в 1864 году обратился к сотрудникам Эрмитажа. Он предложил русскому музею приобрести у него не только эту работу Леонардо да Винчи, но и две другие картины кисти Лавинии Фонтана и Бронзино.

Через год сделка состоялась. «Мадонна Литта» перешла в собственность Императорского Эрмитажа за 100 тысяч франков.

Сейчас шедевр находится там же, в Санкт-Петербурге. в зале Эрмитажа. Творение великого Леонардо прекрасно сохранилось.

Около этой картины всегда много посетителей. Образ «Мадонны Литты» завораживает, заставляет восхищаться талантом да Винчи и точной передачей чувств любящей матери.


Увеличить изображение:

Многочисленные рисунки Леонардо свидетельствуют о том, насколько его привлекала тема прекрасной молодой матери с ребенком. Он изображал женщин с лицами, то серьезными, то улыбающимися, в позах, выражающих нежность, со взглядом, полным трепетного чувства и тихой умиротворенности, а прелестных младенцев - занятых игрой и прочими ребяческими забавами. У мастера трудно найти абсолютное следование неизменному образцу в трактовке образа Марии.

Леонардо избирает чисто человеческие ситуации; детально анализируя сопутствующие им психологические и физиологические мотивы, используя высочайшие выразительные возможности в сюжете Мадонна с младенцем.

Так называемую Мадонну Литта, хранящуюся так же как и Мадонна Бенуа, в Петербургском Эрмитаже, историки искусства относят к миланскому периоду творчества Леонардо и, несмотря на существование собственноручного рисунка Леонардо, несомненно связанного с картиной, обычно приписывают школе мастера. Отметим эмоциональную позу Марии, выражения нежности и удовольствия от созерцания ее младенца, сосущего грудь матери, обратив одновременно взгляд в сторону зрителя. Изображение основывается на традиционном мотиве Madonna del latte (Млекопитательница).

Красота, воплощенная в нежных формах юных Мадонн и пухленьких телах младенцев, представляет для Леонардо не просто изобразительный мотив,- это размышление мастера об образе матери, о ее глубокой любви к сыну, переведенное им на язык живописи.

Слабый свет, падающий из окон, почти не освещает фигуры, но зато делает более темной стену. На ее фоне особенно четко моделирует эти фигуры свет, идущий от куда-то спереди. Над созданием таких комбинаций освещения, которые давали бы возможность подчеркивать нежной игрой света и тени объемность, реальность изображаемого, много и упорно уже с юных лет работал Леонардо.


Мадонна Литта (Мадонна с младенцем)

«Мадонну с младенцем» историки искусства относят к миланскому периоду творчества Леонардо да Винчи. До поступления в Эрмитаж в 1865 году «Мадонна Литта» находилась в фамильной коллекции герцога Антуана Литта в Mилане, отсюда и происходит ее название. Сохранность картины была такой плохой, что ее сразу пришлось переложить с дерева на холст.

Авторство Леонардо подвергается сомнению, хотя в его бумагах имеются эскизы к картине, и некоторые считают, что «Мадонна с младенцем» плод работы учеников мастера. Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Лувре.

Композиция картины лаконична и уравновешенна. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы тончайшей светотенью. В проемах симметричных окон открывается бескрайний горный пейзаж, напоминая о гармонии и грандиозности мироздания. Слабый свет, падающий из окон, почти не освещает фигуры, но зато делает более темной стену. На фоне стены, прорезанной двумя окнами, сидит молодая женщина, держащая на коленях младенца, которого она кормит грудью. Лицо ее, нежное и несколько смугловатое, пленяющее своей удивительной, тонкой красотой, моделировано с той любовью к легкой, почти неуловимой светотени, поклонником и знатоком которой был Леонардо. На губах матери играет ласковая и несколько таинственная полуулыбка, которая становится с этого времени обязательной для большинства образов художников.

Младенец, несколько крупный, повернул к зрителю глаза, выписанные необычайно выразительно, а на его пухлом детском теле игра светотени как бы достигает своего апогея, нежнейшие оттенки света словно ласкают шелковистую кожу, создавая впечатление почти осязательной ее конкретности.